Повышение квалификации

Тема самообразования: " Инструментальное музицирование как основа развития творческих способностей детей".


Формирование достаточно высокого уровня музыкальности - сложный психический процесс высшей нервной деятельности, осуществляемый смежной деятельностью коры больших полушарий и подкорковых образований.
Слово учителя и наглядность играют взаимозависимую роль в сознании учащегося в процессе усвоения навыков игры на детских инструментах и формирования музыкальности. Посредством слова - «сигнала сигналов» (И.П. Павлов) - преподаватель апеллирует к усвоению учащимися представлений и понятий об определенном музыкальном явлении, к теоретическому осмыслению изучаемого материала. Через иллюстративно-наглядный показ на инструменте демонстрируется тот или иной технический прием, выразительный звуковой нюанс и другие средства музыкальной выразительности. Восприятие и воспроизведение средств музыкальной выразительности стимулируют эмоциональный отклик учащихся.
Эмоциональное состояние вызывается активной деятельностью подкорки головного мозга.
С физиологической точки зрения эмоциональное состояние можно рассматривать как некоторый сдвиг функций вегетативной системы человека, положительно или отрицательно влияющий на восприятие музыкальных звуков.
Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие музыки. На основе внимательного прослушивания происходит внутренний словесный анализ музыкального материала, приводящий к мысли о красоте музыки и о величии человека, написавшего его.
Многочисленные примеры музыки детских песен свидетельствуют об адекватности музыкального содержания и позволяют развивать у младших школьников тонкость эмоциональных чувств.
В литературе по педагогической психологии мы находили положения, которые свидетельствуют о достаточно широких творческих возможностях знакомства с инструментами в музыкальном развитии детей. Музыкальные способности, в первую очередь у учащихся со слабо развитыми данными, могут формироваться путем усвоения навыков игры на элементарных музыкальных инструментах, творческого применения усвоенных навыков в процессе инструментального музицирования.
По мере творческого развития происходят качественные изменения психики, дети открывают для себя что-то очень важное, ранее неизвестное им в мире музыки, совершается переход от простейших творческих проявлений к более сложным.
«Психологические данные говорят о том, - писал Б.М. Теплов, - что ... раннее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую, а не только, «воспринимающую» деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для общего художественного развития, вполне отвечает его потребностям и возможностям» (№ 19, с. 16).
То есть данные общей и музыкальной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что творчество является важным условием активизации музыкального развития. Весьма существенным средством формирования музыкально-творческих навыков и различных музыкальных способностей у всех без исключения детей младшего школьного возраста может служить инструментальное музицирование.

Уровень развития различных музыкальных способностей устанавливается по основным параметрам, наиболее важным в процессе формирования музыкальности младших школьников: музыкально-ритмическое чувство, звуковысотный слух, чувство лада, гармонический и полифонический, тембровый, динамический слух и чувство музыкального темпа.
Учет многих знаний о конкретном ребенке дает возможность установить подлинную степень развития музыкальных способностей. Тем боле, что в практике у одного и того же ребенка различные музыкальные способности далеко не всегда бывают равноценными.
Академик Б.В. Асафьев отмечал, что наличие абсолютного слуха иногда сопровождается трудностью восприятия сложных музыкальных отношений, а слабый слух порой сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке. То есть каждая музыкально-сенсорная способность учащихся развивается постепенно, но обязательно в процессе обучения и воспитания, и игра на музыкальных инструментах становится важным средством активизации формирования музыкальных способностей младших школьников, прежде всего со слабыми и очень слабыми музыкальными данными.
Основными показателями определения уровня музыкальности является эмоциональная увлеченность музыкой во всех ее проявлениях, точность выполнения заданий, совокупность правильных ответов по различным ранее перечисленным параметрам с последующим акцентом на развитие той или иной музыкальной способности.

Курсы повышения квалификаци:

1.Краткосрочные курсы повышения квалификации с 24.10.по 30.11.2012 года в филиале МБОУ ДПОУМЦ по Металлургическому району по программе "Информационно-коммуникационные технологии".
2.Курсы повышения квалификации ЧИПиПКРО по проблеме "Теория и методика организации дополнительного образования художественно-эстетической направленности: музыкально-вокальное творчество".
3.Курсы повышения квалификации с14.02.по 28.02.2013года в филиале МБУ ДПО УМЦ по Металлургическому району по теме "Создание электронного портфолио специалиста".

Комментариев нет:

Отправить комментарий